Литературно-краеведческий музей "Наследие".
                 Совет музея
"ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Л. РУБЦОВОЙ"
  

Л. Рубцова

В 2004 году, во время работы над темой «Сталинский режим – время порядка или ужаса», я обратилась как к анализу ситуации в стране в 30-50-ые годы ХХ века, так и к судьбам незаконно репрессированных, проработавших в нашем крае не один год. Это директор завода «Красмаш» А. П. Субботин, ученый И. Я. Башилов, директор леспромхоза И. М, Пизикс, учительница Л. И. Зайцева. Да, все они – жертвы сталинских репрессий.

И вот осенью 2005 года в зале «Строка за колючей проволокой» Красноярского краевого литературного музея рядом с портретом дочери Марины Цветаевой, писательницы Ариадны Эфрон, отбывавшей ссылку в Туруханском районе, я увидела портрет красивой девочки-школьницы с огромными задумчивыми глазами (приложение №3). Во мне всё содрогнулось. Её-то за что?!

Да, Люба Рубцова, ученица 7 класса Канской школы № 4, была арестована вместе со своими друзьями: Зининой Анной и Уфаевым Николаем. Официальная версия причины ареста: «составление и распространение листовок контрреволюционного содержания, распространение их в предпраздничный день. Арестована по доносу матери, Дарьи Дмитриевны Рубцовой, которая при уборке комнаты обнаружила под матрацем у дочери листовки, отнесла их в Канское РО НКВД (приложение №4).

По воспоминаниям М. М. Корякова, в Сибири в 1928-29 годах было два громких дела по поводу знакомства старшеклассников с творчеством С. А. Есенина. Его стихи так же, как и А.А.Блока, были запрещены для изучения в школе. Но были учителя-сподвижники, рискующие своей свободой, раскрывающие ученикам сокровища русской литературы. В Канске это – Иван Анахов, его арестовали, а 47 старшеклассников исключены из школы. Потом некоторых приняли обратно, но в аттестате об окончании школы поставили пометку-клеймо: «Увлекался есенинщиной».

Прочитав об этом, мы подумали о том, что, возможно, существует какая-то связь между делом Любы Рубцовой и Ивана Анахова. Сделав запрос в ФСБ по Красноярскому краю и ,пользуясь материалами Красноярского общества «Мемориал», мы выяснили, что, действительно, Люба писала листовки, возмущаясь арестом троих учителей её школы (в это же время был арестован и её родной отец). Среди этих учителей в самом деле был учитель литературы, но это был Кронин Петр Гаврилович.

Справка Красноярского общества «Мемориал»:
«Кронин Петр Гаврилович, 1885 г. р., русский, уроженец села Березино Псковской губернии. С 1914 по 1920 – офицер царской армии Колчака. С 1917 вступил в партию эсеров. В 1920 вступил в ВКП(б), исключен как эсер и офицер. В 1935 арестован за контрреволюционную деятельность. Преподаватель литературы в школе № 4 в Канске. Руководил литературным кружком, в котором занималась Рубцова Л.Г., позднее арестованная. С 6.11.1937 в Канской тюрьме. 4.12.1937 тройкой УНКВД КК, протокол № 143, осужден на 10 лет по делу № 10362, проходило 3 человека 30.05.1959 реабилитирован крайсудом КК» (приложение № 5).

Данных о том, что произошло с учителем Анаховым Иваном после ареста, мы пока не нашли, но в дальнейшем будем работать и в этом направлении.

Итак, дух свободомыслия царил в Канской школе, и оба учителя литературы, Анахов и Кронин, были тому причиной. А Люба занималась в литературном кружке, знала хорошо литературу, восхищалась героическим характером Овода, главного героя романа Э.-Л. Войнич, особенно тем, как он держался на суде. По данным ФСБ по Красноярскому краю, именно так же Люба вела себя после ареста и на суде сказала, что всегда мечтала о подвиге. Подвиг Любови Рубцовой заключался в защите чести своего учителя. Но себя она не сберегла…

Страшна дальнейшая судьба будущего поэта. За короткими строчками приговора - 16,5 лет! (приложение 6)

Что происходило в это время в душе Любы? Какой вышла она из этого ада? Сломленной, обозленной на весь мир или духовно выпрямленной?

Эти вопросы и стали целью моей работы: дать анализ жизненной и поэтической судьбы Л. Г. Рубцовой как выразительницы прав человека на внутреннюю и физическую свободу.

В процессе работы над данной темой я решала следующие задачи:

  • показать на примере трагизма судьбы школьницы из Канска типичность судеб миллионов в годы сталинского режима;
  • проанализировать стихи Л. Рубцовой, осветив основные аспекты её творчества;
  • показать есломленность духа поэта и веру в светлые идеалы.

В процессе работы мы обращались к данным Краевой научной библиотеки, Литературного музея, общества «Мемориал», в ФСБ по Красноярскому краю, благодаря чему постарались как можно ближе подойти к истине, а также показать, отразились ли жизненные перипетии в творчестве Л. Рубцовой, и как оно вписалось в общий литературный процесс периода «оттепели» 60-ых годов ХХ века.

Обратимся к биографии Любови Григорьевны Рубцовой. Сведения очень скудны. Так по официальной версии, взятой из файла: //D/memorial/martirolog, стр.1, (приложение № 4) она родилась 4.10.1922г., «русская, уроженка с. Дрокино Емельяновского района Красноярского края. Ученица 7 класса школы № 4 г. Канска. Вместе с ней арестованы ученики: Зинина Анна Александровна, 1923 г.р., и Уфаев Николай Владимирович, 1920 г.р. Причина ареста: составление и распространение листовок контрреволюционного содержания, распространение их в предпраздничный день. Арестована по доносу матери, Дарьи Дмитриевны Рубцовой, которая при уборке комнаты обнаружила под матрацем у дочери листовки, отнесла их в Канское РО НКВД. 20.05.1939 ВС Красноярского крайсуда по ст.58.10 ч. 1, 58-11 УК осуждена на 10 лет ИТЛ + 5 п/п. 20.08.1939г. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РСФСР приговор оставила в силе, убрав 5п/п. Отбывала в Абанской сельхозколонии. 19.09.1939 совершила побег с Шиманским Валентином Андреевичем. Задержаны через 2 дня, доставлены в колонию. 30.09.1939г. нарсуд Абанского района КК по ст. 82 ч.1 УК осуждена на 1,5 года + оставшийся срок наказания. Отбывала в УИТЛ завода п/я 169 (Красноярск), работала каменщиком. 21.05.1948 направлена в Озерлаг. По отбытии срока отправлена на поселение в Богучаны с 15.10.1949. Болела. Переведена 2.08.1950, благодаря хлопотам матери в с. Устьянск Абанского района (приложение №7). В январе 1955 переведена в г.Канск. 29.10.1955г. освобождена».

Выход Любови Григорьевны из заключения 29.10.1955г. совпал с праздниками, которые напрямую касались и её жизни: 29.10. – День рождения Ленинского комсомола, а она о своей юности сказала так:

Перед врагами на колени
Мне не позволило упасть
Твоё простое имя, Ленин!
(«В сердце навсегда»)

И хотя это слова лирического героя стихотворения о гражданской войне, кажется, что поэтесса проводит параллель между его чувствами и лично пережитом.

Второй праздник, также выпавший на осень 1955 – День поэзии. С этого года он стал праздничным. По всей стране в одно из сентябрьских воскресений читались стихи, поэты выступали в клубах, книжных магазинах, кафе. Читали стихи с импровизированных сцен на городских площадях (приложение № 5). Вся страна жила поэзией! Приближался 1956 год – год ХХ съезда КПСС, на котором Н.С. Хрущев развенчает культ личности И.В.Сталина. Все невинно репрессированные будут реабилитированы, восстановлены в правах. Писателям предоставится возможность сказать правду о тех годах.

Но ... ненадолго. В 1963 году Н. С. Хрущев произнесет обличительную речь в адрес советской интеллигенции, и эпоха, которая вошла в историю страны как время «оттепели», сменится десятилетиями «застоя». У всех поэтов «поэтического бума», поэтов – «шестидесятников», было обостренное чувство справедливости. В своём романе «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Исаевич Солженицын пишет: «Благодарю тебя, тюрьма, что ты была в моей жизни». И далее: «Был Божий указ, потому что лагерь направил меня наилучшим образом к моей главной теме». Большой писатель, писатель - пророк, стал писателем именно в тюрьме.

А хрупкая девочка Люба? Я думаю, что такой же «ужас неволи» сделал из неё поэта, так как уже через три года, в 1958 году, вышел первый сборник её стихов «Стихи». Уже в первых её стихотворениях мы видим гражданскую позицию поэта, свято верящего в правое дело Ленина. Она воспитана в советской школе, и воспоминания о детстве связаны с летними пионерскими кострами, с красным знаменем:

Я помню свое пионерское детство
И знамени знойный и радостный вихрь...
Не знамя, а пламя!
Оно мне согреться не раз помогало в дорогах моих.
(«Знамя»).

Эти воспоминания, может быть, и согревали её в неволе, помогали выжить. Что было до ареста? Начало комсомольской юности:

Яркие косыночки из шелка
Развевает ветер озорной...
Снова уезжают комсомолки
По призыву партии родной.
(«В добрый путь».)

Первая, несостоявшаяся любовь:

Ой, за Каном, за рекой,
На тропинке на лесной
повстречался мне мальчишка
недогадливый такой!
(«Недогадливый мальчишка».)

А дальше – работа, работа до изнеможения, которая впоследствии приведет к тяжелой болезни и ранней смерти. Стихов о труде очень много, и везде – это труд на благо Родины, а не подневольный, в заключении. Не зная биографию поэта, ни за что не поверишь в это! Она ощущает себя частичкой своей страны, гордится своим народом:

Они не за награды
Украшают землю –
И свой труд
Просто так
Дарить, как песню, рады!
(«Лесок в степи»).

Именно в процессе труда человек начинает ощущать себя свободным духовно.

И везде, где бы она ни была, о чем бы ни писала, поэтесса встречает простых людей, кого-то любит, уважает, кого-то порицает, но нет в стихах ни капли озлобленности. Особенно это заметно в стихах о матери, где родной образ сливается воедино с образом Родины:

… всегда с тобою.
Мама да Родина…
Только в разлуке
Мы узнаем, как теплы их руки.
(«Как небо».)

В творчестве Л. Г. Рубцовой с поразительной поэтической силой раскрываются богатство и чуткость её натуры. Размышления о счастье человека реализованы в стихотворениях о любви:

Как почка, что взрывается
Листком весенним.
Может, взорванная нежностью
Душа до дна раскроется цветком
И выпеснится утреннею свежестью?
(«Цветы навстречу солнцу раскрываются».)

В этих строках слышится ожидание. Ожидание той любви, которая озарит жизнь Любови Григорьевны, прольётся лучом света на безысходные дни ежедневного труда в колонии.Нельзя не восхищаться её несломленности духа, искренности, которые выражаются в стихах:

Всё жалобнее, все покорней,
Почуя мёртвую росу,
Шумят, озябшие до корня,
Осины на крутом мысу…
(«Твоя улыбка».)

Здесь, наверное, Любовь Григорьевна сравнивает себя с одинокой осиной, что очень символично, ведь деревцу не вырваться из земли, иначе оно погибнет, и хрупкой девушке Любе не сломить сталинских порядков и жить в неволе долгие годы.

Все стихи Л. Рубцовой написаны открытой душой и горячим сердцем. Их отличает ярко выраженная гражданственность, широкий охват жизни, высокий, почти патетический слог и обыденные, простые слова. В своём творчестве поэтесса обращалась практически ко всем темам, волновавшим молодое поколение 60 -ых годов XX века: освоение целины, покорение космоса, борьба за мир, исследование подземных глубин, труд на благо Родины, борьба с мещанством – поэтому её стихи часто несут на себе публицистическую экспрессию. Но темы любви, дружбы, пейзажные зарисовки придают нежный колорит, особый лиризм её стихотворениям.

В её стихах нет обвинений тем, кто причинил ей зло, нет мщения и ненависти. За всеми её стихами стоит жажда и вкус жизни, стремление успеть сделать что – то, что было отнято.

Похоронена поэтесса Любовь Григорьевна Рубцова на Троицком Красноярском кладбище. Писатель И. Уразов с трудом разыскал могилку и показал её сотрудникам Литературного музея. Каждую весну они приходят к ней. Где сейчас её несломленная, мятущаяся душа?

Я думала, что рай – всего лишь миф.
Всегда по горло занятая делом,
я очень хорошо жила с людьми
и к ангелам, ей – богу, не хотела.
«Рай небесный».

 
     
 Наш адрес
>> 660124, г. Красноярск, ул. Борисевича, 23, тел.: 266-95-16. Сайт школы: www.sosh148.ru

Посетите наши экскурсии:

1. Эпоха палеолита.

2. Красноярск изначальный.

3. Красноярск современный.

4. Боевая слава красноярцев в годы ВОВ. Подвиг И.А Борисевича.

5. Они служили в Афганистане.

6. История школы.

7. «Печальник земли русской» (Жизнь и творчество В.П. Астафьева).

8. Быт русских крестьян конца XIX - начала XX веков.

9. Эвенкия далекая и близкая.

10. История путешествия командора Н.П. Резанова.

11. Жизнь и творчество В.И. Сурикова.

12. Жизнь и творчество сибирских писателей.

О сайте

Создан: 10 сентября 2006 г.
Руководитель

Техническая поддержка

Газета


Если Вы знаете интересные истории и факты, неординарных людей, звоните по т.: 266-95-16

Rambler's Top100
© Copyright 2006. All rights reserved. Contact: otvertka15@ya.ru   Powered by Eldje.